"Пора перестать изображать Суворова, как добренького папашу..."
|
||||||
Для выставки фотографии - кадры, рабочие моменты и афиши фильма «Суворов» - предоставлены Информационным центром "Мосфильм-Инфо". |
||||||
«Суворов» — художественный историко-биографический фильм снятый в 1940 году (премьера — 23 января 1941 года) режиссёрами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм». Авторы сценария - Георгий Гребнер и Николай Равич В 1941 году Сталинские премии присуждены режиссёрам Пудовкину и Доллеру, исполнителю главной роли Николаю Черкасову. |
||||||
|
||||||
И.В.Сталин о фильме«Сценарий «Суворова» страдает недостатками. Он тощ и не богат содержанием. Пора перестать изображать Суворова, как добренького папашу, то и дело выкрикивающего «ку-ка-ре-ку» и приговаривающего «русский», «русский». Не в этом секрет побед Суворова. И. Сталин». // Александр Васильевич Суворов. Слово Суворова. Слово современников. Материалы для биографии. – Москва, 2000. - С. 6-7. |
||||||
Сценарий Гребнера строился таким образом, что "Суворов" должен был стать монофильмом; многое, если не все, зависело от режиссерского решения и актерского исполнения главной роли. Понятно поэтому, как трудны были поиски исполнителя, Пудовкин и Доллер хотели, чтобы способность к глубокому постижению характера соединялась в исполнителе с внешней характерностью. Они остановились на Н. П. Черкасове, работавшем в одном из районных театров Москвы. Это была поистине редкостная находка: Черкасов прямо-таки был создан для предложенной ему роли. // Замостьянов А. Великий Суворов и суворовский образ в отечественной культуре. – М., 2000. |
||||||
... появление нового исторического полотна о великом русском полководце Суворове в определенном смысле обусловила сама эпоха. Это отмечалось не только специалистами, но и современниками, коллегами режиссера Пудовкина. В частности, режиссер Герасимов писал: «Скажем, когда Пудовкин делал "Суворова", это было время народного патриотического подъема. В обстановке надвигающейся угрозы со стороны гитлеровского фашизма обостренный патриотизм был социальной надобностью, прямым выражением народных интересов. Пудовкин, глубоко осмыслив патриотический заказ эпохи, приблизил образ Суворова к современному зрителю. Работая с поразительным актером Н.П. Черкасовым (Сергеевым), он, по сути, вместе с ним сыграл Суворова так, как его понимал. Он подчеркивал не только чудачества Суворова. Он раскрывал масштаб личности полководца, его гигантский народный талант, который как бы вскормила и вырастила вся Россия. Художник от всего сердца выполнял патриотический долг - своим искусством напомнить народу, до какой высоты и мощи патриотического духа может подняться русский человек, особенно когда время требует от него подвига во имя Родины». // Вершинин А.А. Образ Суворова в фильме Всеволода Пудовкина «Суворов» [статья из книги: Александр Васильевич Суворов - полководец, писатель, дипломат: история и память: сборник студенческих работ / отв. ред. А.В.Торкунов. – М.: Наука, 2019]. |
||||||
Премьера кинокартины состоялась в январе 1941 г. Фильм сразу же стал популярным и востребованным среди советских зрителей. «В первую же неделю после выхода на экран "Суворова" я буквально утонул в бесконечном количестве писем. Это были поздравления, пожелания, требования разъяснений того, что кажется в фильме непонятным, потребность знать все о картине и ее героях. Казалось, что стоишь перед этой жадной, разогретой толпой, которая верит тебе и бесконечно радуется твоей удаче», - вспоминал режиссер фильма. | ||||||