"Пора перестать изображать Суворова, как добренького папашу..."
(образ Суворова в кинематографе)

Для выставки фотографии - кадры, рабочие моменты и афиши фильма «Суворов» - предоставлены Информационным центром
"Мосфильм-Инфо"
.

«Суворов» — художественный историко-биографический фильм снятый в 1940 году (премьера — 23 января 1941 года) режиссёрами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм».

Авторы сценария - Георгий Гребнер и Николай Равич
В главной ролях - Николай Черкасов
Операторы - Анатолий Головня и Тамара Лобова
Композитор - Юрий Шапорин

В 1941 году Сталинские премии присуждены режиссёрам Пудовкину и Доллеру, исполнителю главной роли Николаю Черкасову.

В. Пудовкин
Рабочие моменты съемок

И.В.Сталин о фильме

«Сценарий «Суворова» страдает недостатками. Он тощ и не богат содержанием. Пора перестать изображать Суворова, как добренького папашу, то и дело выкрикивающего «ку-ка-ре-ку» и приговаривающего «русский», «русский». Не в этом секрет побед Суворова.
В сценарии не раскрыты особенности военной политики и тактики Суворова: 1) Правильный учет недостатков противника и умение использовать их до дна. 2) Хорошо продуманное и смелое наступление, соединенное с обходным маневром для удара по тылу противника. 3) Умение подобрать опытных и смелых командиров и нацелить их на объект удара. 4) Умение смело выдвигать отличившихся на большие посты вразрез с требованиями «правил о рангах», мало считаясь с официальным стажем и происхождением выдвигаемых. 5) Умение поддержать в армии суровую, поистине железную дисциплину.
Читая сценарий, можно подумать, что Суворов сквозь пальцы смотрел на дисциплину в армии (невысоко ценил дисциплину) и что он брал верх не благодаря этим особенностям его военной политики и тактики, а главным образом — добротой в отношении солдат и смелой хитростью в отношении противника, переходящей в какой-то авантюризм. Это, конечно, недоразумение, если не сказать больше.

И. Сталин».

// Александр Васильевич Суворов. Слово Суворова. Слово современников. Материалы для биографии. – Москва, 2000. - С. 6-7.

Сценарий Гребнера строился таким образом, что "Суворов" должен был стать монофильмом; многое, если не все, зависело от режиссерского решения и актерского исполнения главной роли. Понятно поэтому, как трудны были поиски исполнителя, Пудовкин и Доллер хотели, чтобы способность к глубокому постижению характера соединялась в исполнителе с внешней характерностью. Они остановились на Н. П. Черкасове, работавшем в одном из районных театров Москвы. Это была поистине редкостная находка: Черкасов прямо-таки был создан для предложенной ему роли.
// Замостьянов А. Великий Суворов и суворовский образ в отечественной культуре. – М., 2000.
... появление нового исторического полотна о великом русском полководце Суворове в определенном смысле обусловила сама эпоха. Это отмечалось не только специалистами, но и современниками, коллегами режиссера Пудовкина. В частности, режиссер Герасимов писал: «Скажем, когда Пудовкин делал "Суворова", это было время народного патриотического подъема. В обстановке надвигающейся угрозы со стороны гитлеровского фашизма обостренный патриотизм был социальной надобностью, прямым выражением народных интересов. Пудовкин, глубоко осмыслив патриотический заказ эпохи, приблизил образ Суворова к современному зрителю. Работая с поразительным актером Н.П. Черкасовым (Сергеевым), он, по сути, вместе с ним сыграл Суворова так, как его понимал. Он подчеркивал не только чудачества Суворова. Он раскрывал масштаб личности полководца, его гигантский народный талант, который как бы вскормила и вырастила вся Россия. Художник от всего сердца выполнял патриотический долг - своим искусством напомнить народу, до какой высоты и мощи патриотического духа может подняться русский человек, особенно когда время требует от него подвига во имя Родины».
// Вершинин А.А. Образ Суворова в фильме Всеволода Пудовкина «Суворов» [статья из книги: Александр Васильевич Суворов - полководец, писатель, дипломат: история и память: сборник студенческих работ / отв. ред. А.В.Торкунов. – М.: Наука, 2019].
Премьера кинокартины состоялась в январе 1941 г. Фильм сразу же стал популярным и востребованным среди советских зрителей. «В первую же неделю после выхода на экран "Суворова" я буквально утонул в бесконечном количестве писем. Это были поздравления, пожелания, требования разъяснений того, что кажется в фильме непонятным, потребность знать все о картине и ее героях. Казалось, что стоишь перед этой жадной, разогретой толпой, которая верит тебе и бесконечно радуется твоей удаче», - вспоминал режиссер фильма.
на главную страницу